Если вы вдруг решили, что Sims 3 – это просто такой большой аддон ко второй части, то рискуете наступить на те же грабли, что и мы. Ставить на одну ступеньку вторую и третью часть, это все равно, что сравнивать первый телефон Белла с современным мобильником. Вроде по сути все правильно – и то, и другое – средство для общения на расстоянии. Вот только в мобильнике еще есть MP3-плеер, записная книжка, органайзер и куча игрушек.
Главная причина кардинального отличия Sims 3 от предыдущих частей – новая система характеристик персонажа. Забудьте про древние ползунки дружелюбности, чистоплотности и других типовых параметров. Теперь характер и поведение каждого сима определяется пятью различными чертами характера, которые выбираются в редакторе персонажей из огромного списка. Всего доступных черт характера 63: здесь нашлось место и трусости, и скепсису, и дружелюбию, и технофобии, и даже безумию. Нетрудно посчитать, что даже просто для того, чтобы краем глаза посмотреть в действии все доступные черты характера, придется создать как минимум 13 симов! Но это только верхушка айсберга. Дело в том, что «психотипы» симов влияют не только на их жизненные цели, повседневные желания, поведение в режиме автопилота и отношение к ним окружающих. Каждая черта характера кроме этого добавляет в меню взаимодействия сима с персонажами и объектами уникальные для этого характера варианты действий. Злой персонаж может начать драку с любым встречным и оставить оскорбительное сообщение на форуме. Идиоты любят рассуждать о теориях вселенского заговора или просто нести бред. Мама с характером «хранительница очага» может не только приласкать ребенка, но и обвинить супруга в трудоголизме. «Трудоголики», в свою очередь, умеют работать дома, причем, вам даже не придется заставлять их это делать, скорее наоборот – нужно будет оттаскивать их от домашнего компьютера, чтобы вовремя накормить и уложить спать. Неприличные симы могут поцеловать первого встречного, но если этот первый встречный – сим с характером «любитель поцелуев», то подобный эпатаж не закончится мордобоем, а станет началом романтических отношений. Кстати, о романтике: кокетливую горничную можно затащить в постель буквально в четыре клика – после пары комплиментов наивная девушка уже готова остаться у вас на ночь.
От колыбели до могилы |
Во второй части The Sims к забавным виртуальным человечкам стала приходить старуха с косой. Создатели третьей части поступили еще жестче – теперь вросление, старение и смерть персонажей происходит в реальном времени не только в семье, за которую вы играете, но и вообще во всем городе. Не успели за пару игровых дней затащить недотрогу в постель? Поезд ушел! Вчерашняя красавица уже стала бабушкой и ушла на пенсию. Дальше – больше. Зачали ребенка со своей пассией, живущей не у вас в коттедже, а в отдельном доме? Через полчаса игры у нее появится ребенок, а еще через полчаса он пойдет в школу и сможет прийти к своему безответственному папаше на День Рождения. Воистину, в The Sims 3 от колыбели до могилы – всего один шаг.
Перечислять возможности характеров и их взаимодействие друг с другом можно практически бесконечно, но опять-таки – это еще не все. Из предыдущей части Sims 3 наследовали систему желаний, которые периодически появляются у ваших подопечных: купить обновку, устроить вечеринку, получить навык и т.д. Если мечта сима сбывается, он получает очки. Только если раньше эти очки тратились на различные бонусные предметы вроде денежного дерева или резервуара с эликсиром жизни, то теперь на них покупаются перки. Вы не ослышались – самые настоящие перки! Можно купить способность «профессиональный лентяй» и не получать выговоры за прогулы, можно приобрести проницательность и распознавать характеры новых знакомых с удвоенной скоростью, можно увеличить вероятность рождения двойняшек с помощью перка «плодовитость», можно ускорить скорость уборки… Можно то, можно это… – и вот уже от обилия дополнительных возможностей начинает натурально сносить башню. А еще через час игры выясняется, что и перки – это все еще только цветочки.
Все цвета радуги |
Строительные и отделочные инструменты в новой игре настолько хороши, что заслуживают отдельной врезки. Чего стоит только одна возможность в два клика растянуть или сжать любую стену дома, которая позволяет исправить ошибки проектирования в считанные секунды! Любой предмет теперь может быть размещен по диагонали или сдвинут на половину клетки (мелкие предметы даже сдвигаются с шагом в четверть). Но, пожалуй, наиболее сильное впечатление производит инструмент текстурирования – при оформлении дома, раскраске предметов или одежды симов, можно выбрать вообще любую текстуру из доступных в игре, после чего выкрасить ее в любой нужный цвет.
Оказывается, что теперь и работа самым непосредственным образом влияет на геймплей. Работа и учеба теперь – это не некое абстрактное действие, отнимающее у вашего сима несколько часов его и без того недолгой жизни. Можно работать усердно, а можно бить баклуши, можно подлизаться к начальнику и получить повышение, можно познакомиться с коллегами, а можно подработать на «леваках». Причем, каждая профессия опять-таки предоставляет свой собственный уникальный набор игровых возможностей. Например, сим-ученый может попробовать провести на работе независимый эксперимент, а сима-преступника могут поймать и посадить в тюрьму. В тюрьме, в свою очередь, можно пойти в качалку или библиотеку, или познакомиться с другими зэками.
Кстати, почти любое событие в жизни сима теперь работает как классические баффы и дебаффы в ролевых играх. Выспался до упора? Получи бонус к настроению на пару часов. Купил новую мебель? Получи постоянный бонус за комфорт. Расстался с любимой? Минус в настроение. Но ты при этом еще и злой? Тогда получи плюс за злорадство – она ведь тоже страдает.
Выдохнули? А теперь опять глубоко вдохните! Любой навык, будь то логика, спорт или садоводство, тоже открывает целую ветку новых игровых возможностей. Опытные механики не просто быстро чинят домашнюю технику, но и могут превратить обычный домашний телек в неубиваемую модель, а унитаз – сделать самоочищающимся. Семья, соответственно, удваивает, а то и учетверяет число геймплейных элементов и ситуаций. Вот типичный пример: мама-садовод выращивает уникальный сорт винограда, удобряя его котлетами, а папа-рыбак на этот виноград ловит лососей (которые дочка-студентка относит в научно-исследовательский институт для опытов), анчоусов (которые идут на удобрение в огород), а в один прекрасный день благодаря черте характера «удачливый» выуживает сундук с семенами цветка смерти (в магазине такое не купишь!), которые отдает жене для экспериментов в саду.
Под каждый навык также заточено свое собственное дерево квестов: хороших кулинаров могут попросить приготовить блюдо за вознаграждение, садоводов – вырастить качественные овощи, а рыбаков (вы не поверите!) – устранить засор в канализации местной ратуши. Я там, кстати, выловил отличного омара-гиганта весом 44 кг, сделал из него чучело и повесил на стену – хвастаться перед знакомыми. Это не шутка, это все тоже – новые игровые возможности.
Пиастры! Пиастры! |
Одна из новинок Sims 3 – интернет-магазин, в котором можно покупать дополнительные предметы, прически, одежду – дополнительный контент, одним словом. Там же будут продаваться вещи и посерьезнее – вроде целых домов и даже городов. Первый бонусный город, кстати, в качестве щедрого жеста раздается бесплатно. С одной стороны, с платным контентом все понятно: микротранзакции, веяние времени, «хочешь больше – плати больше». С другой стороны, нельзя не отметить, что как минимум половина контента Sims 3 (предметы, обои, прически и т.д.) просто скопированы из второй части. А все новенькое продается уже в магазине. Несколько циничный подход, на наш взгляд.
Все части Sims принято упрекать за специфическую систему распространения – сначала выходит оригинальная, «голая» игра, на которую потом наращивается мясо в виде игровых дополнений. Уверен, что не избежит такой критики и третья часть. Но помилуйте – даже с вышеописанными игровыми возможностями в Sims 3 можно с интересом играть не менее полугода! В игре уже есть садоводство и рыбалка (во второй части они добавлялись аддонами), уже сейчас можно приобрести партнерство в готовом бизнесе или полностью выкупить какой-нибудь магазин и со спокойной совестью и набитым кошельком уйти на пенсию. Уже сейчас любое место в городе доступно для посещения пешком, на такси, на велосипеде или на личном авто (кстати, второй город можно скачать бесплатно после регистрации игры через интернет). В общественных местах можно не только завести новых знакомых, сделать покупки, выполнить выданные квесты, но и, например, присоединиться к чужой вечеринке или найти метеорит или семена редкого растения для своего огорода. Одним словом, даже в текущем виде Sims 3 дает игрокам на порядок больше возможностей, чем предыдущая часть со всеми дополнениями вместе взятыми.
Движок игры был оптимизирован настолько, что спокойно поддерживает бесшовное перемещение по огромному городу и без проблем справляется с полутора десятками симов в кадре. Справедливости ради стоит отметить, что лавры за такое достижение программистам Sims 3 придется напополам разделить с техническим прогрессом – со времен второй части мощность среднестатистического домашнего компьютера возросла очень сильно. К слову, для комфортной игры потребуется неслабая машинка, потому что на компьютере с минимальной конфигурацией можно наблюдать такие неприятные вещи, как поэтапная загрузка предметов и текстур при перемещении из одной точки города в другую. Если сильно «повезет», можно даже увидеть, как ваш подопечный при поездке в общественный лот парит над дорогой, имитируя управление машиной, которая просто еще не успела загрузиться.
Впрочем, есть у Sims 3 проблемы и посерьезнее, чем вполне объяснимая ресурсопрожорливость. Из старых родовых болезней третья часть унаследовала проблемы с алгоритмами нахождения пути. Эта недоработка вполне может испортить любую вечеринку с десятком человек – при попытке поздравить именинника симы набиваются в комнату как селедки, перекрывают друг другу «доступ к телу» юбиляра, топчутся на месте, жалобно пищат, и, в конце концов, «вылетают» по таймауту и уходят с сообщением, что такой отстойной тусовки они еще в жизни не видели. Традиционно расхваливаемый автопилот, опять-таки по старой традиции, не оправдывает возлагаемых на него ожиданий. Да, в целом симы ведут себя более адекватно ситуации, чем раньше, и им теперь даже можно доверить автоматическое воспитание детей, без опасений, что их, голодных и в мокрых пеленках на третий день заберет социальная служба. Однако планированием времени наши марионетки по-прежнему не владеют, из-за чего постоянно страдают то от голода, то от недосыпа, то от нестерпимого желания сбегать в туалет. Но самое ужасное даже не это. Несмотря на очень серьезную модернизацию интерфейса, управляться с тонной игровых возможностей жутко сложно даже играя за холостяка. А игра за семью хотя бы из трех человек стремительно превращается в пошаговую стратегию с программируемой паузой: «так, ты – в душ, поесть и за уроки, пауза, ты – готовить ужин, в сортир и читать книгу по садоводству, пауза, а ты – качаться, ухаживать за садом и чинить телевизор». Слабая автономность симов в новой части становится настоящей ахиллесовой пятой: порой хочется создать новую пачку электронных хомячков, построить им дом, и запустить туда, как рыбок в аквариум, чтобы просто любоваться, и время от времени досыпать корм. Но, увы, нельзя. Помрут-с…
Моя твоя понимайт! |
Локализация текстов в этот раз безупречна – за все время игры мы не нашли ни единого повода придраться к неточностям перевода или стилистическим ошибкам. Браво, EA Russia! Надеемся, что и будущие дополнения будут переведены с таким же тщанием.
По сути своей The Sims так и остались игрой в куклы, в которые нужно играть ради самого процесса, а не какой-то конкретной цели. Но в новой части куклы стали настолько навороченными, что позволяют разыграть как на шахматной доске практически любую жизненную ситуацию. Хотите поиграть за робота Бендера, который ненавидит людей, квасит по-черному и кхм… любит все, что движется? Без проблем. Воссоздать нищую семью Кенни, чтобы угробить парня в оранжевой парке каким-нибудь экзотическим образом? Пожалуйста. Или может быть вам по душе смоделировать семейство безумного Оззи Осборна? Получите и распишитесь.